Вокальное отделение
Преподаватели отделения
Пазушкина Марианна ЕвгеньевнаПреподаватель по классу хора, вокала Образование высшее, Нижегородская государственная консерватория им. М. Глинки, 2001 г. Дирижирование академическим хором. Нижегородская государственная консерватория им. М. Глинки, 2003 г. Высшая квалификационная категория по должности преподаватель. |
Титаева Ирина ИгоревнаПреподаватель по классу хора Первая квалификационная категория по должности преподаватель
|
Максимова Изольда ЛеонидовнаПреподаватель академического вокала
|
Гусева Елена КонстантиновнаПреподаватель по классу хора, вокала Образование высшее, Иркутский государственный педагогический институт, 1997 г. |
|
|
Вокал
С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились:
- инструментальные средства (арфа, флейта, барабан)
- семантико-речевой контекст,
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.
Различные виды пения: сольное, ансамблевое (дуэт, трио и т. п), хоровое.
Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Т. н. «эстрадный» вокал развивался параллельно с «академической» школой и происходит из разных фольклорных источников.
В эстрадном и народном вокале используются следующие приёмы:
- Расщепление (хрип, рок-вокал)
- Драйв
- Субтон
- Обертоновое пение
- Горловое пение (в т. ч. в Бурятии)
- Вибрато
- Глиссандо
- Фальцет
- Микст
- Йодль
- Штробас
и другие расширенные «техники».
Жанры пения:
Классическое (академическое):
- оперное (от ит. «opera» — досл.: работа)
- камерное (от ит. «camera» — комната) исполнение арий, романсов.
- эстрадное — поп-музыка
- народное — фолк, фолк-рок
- джазовое — джаз, поп-джаз
Стили пения:
- певучее — кантилена
- декламационное — речитатив
- экстремальное (рок-вокал)
- Пение без слов (напр., на гласную) — вокализ.
Хотя вокализы являются, в принципе, инструктивными произведениями (напр. Ф. Абта, Г. Панофки, Г. Зейдлера и др.), существуют и вокализы концертные (в т. ч. С. Рахманинова, М. Жербина, концерт Р. Глиера для голоса с оркестром, Вокализ Лизы Бричкиной из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие», А. Островского (известен в исп. Э. Хиля и М. Магомаева)).
Любопытно: Академическое пение является одной из номинаций Дельфийских Игр.